Автомобиль "Жигули"

 

АвтоВАЗ. С конвейера сошли первые автомобили. 1970 год

В апреле 1970 года все советские СМИ сообщили: Волжский автозавод в Тольятти, который строился немногим более трех лет, выпустил свою первую продукцию. Новый автомобиль тогда же получил торговое наименование "Жигули". Впрочем, это чисто русское слово для заграницы оказалось неприемлемым. Поэтому в экспортном варианте ВАЗ-2101 и другие модели завода стали называться "Лада".

Автор: Валерий Ерофеев

В качестве базовой модели нового автомобильного производства была выбрана модель итальянского концерна FIAT, выпускавшего, по оценкам экспертов, отличные машины. В 1965 году модель FIAT-124 завоевала на европейском рынке титул "Автомобиль года". Но лишь в постперестроечные годы стало известно, что заключение контракта с итальянцами было связано со "шпионской" историей, позволившей СССР сэкономить 38 миллионов долларов.

 

Подвиг разведчика

В 1960-е годы прошлого века легковые машины – "Победы", "Волги", "Москвичи" и "Запорожцы" – в СССР производились. Однако в условиях тотального дефицита автомобили  распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их чаще всего можно было лишь по великому блату. Что же касается покупки автомобиля иностранного производства, то о подобном тогда нельзя было и мечтать: иномарками в то время владели лишь отдельные представители творческой, спортивной, торговой и номенклатурной элиты.

В 1960-е годы в Советском Союзе заметно выросли зарплаты и пенсии, и население получило возможность откладывать часть денег. Избыточную денежную массу во избежание инфляции надо было чем-то отоваривать, и правительство СССР решило это сделать путем широкой автомобилизации населения, для чего построить новые автозаводы европейского образца.

 

АвтоВАЗ. С конвейера сошли первые машины. 1970 год

В качестве базовой модели был выбран автомобиль итальянского концерна FIAT, выпускавшего, по оценкам экспертов, действительно отличные машины, а в 1965 году модель FIAT-124 завоевала на европейском рынке титул "Автомобиль года". Но лишь в постперестроечные годы стало известно, что заключение контракта с итальянцами было связано со "шпионской" историей. В августе 1966 года в ходе переговоров в Риме о строительстве автозавода по лицензии FIAT советская правительственная делегация неожиданно для всех заняла жесткую позицию по вопросу о процентной ставке кредита. Наши требовали 5 процентов – и не больше, хотя в то время в банках Италии минимальная ставка по кредиту составляла 7 процентов. В результате после долгих препирательств обе стороны согласились на ставку 5,6 процента. В переводе на иностранную валюту по курсу того времени выигрыш Советского Союза при заключении сделки составил немалую сумму – 38 миллионов долларов.

Тогда лишь немногие из руководителей СССР знали, что за столь уверенной позицией советской делегации на переговорах стояла работа нашей разведки. Подписание контракта с FIAT с такой кредитной ставкой стало возможным благодаря блистательной операции, проведенной офицером КГБ Леонидом Колосовым. Работая в Италии под видом журналиста, Колосов сумел через организованную им агентурную сеть выяснить тот предел, до которого итальянская сторона могла бы опустить ставку. Более того, он даже добыл совершенно секретный документ из правительства Италии, подтверждающий эту информацию. Эта небольшая бумажка и позволила СССР сэкономить те самые 38 миллионов долларов.

Сейчас уже известно, что новый автозавод вполне мог быть возведен не в Куйбышевской области, а в каком-нибудь другом регионе страны. Изначально проектантами рассматривались 119 вариантов. После отбора осталось 6 кандидатов. В итоге все решила ЭВМ, которая просчитала географические параметры новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое.

 

Против строительства автозавода с участием FIAT неожиданно выступил Дмитрий Устинов, который посчитал, что в СССР достаточно опытных конструкторов и производственников, и потому отечественная промышленность способна построить автозавод и без участия иностранцев. Положение спас председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Он сказал, что одного такого предприятия все равно будет недостаточно, и предложил строить сразу два автозавода: один с привлечением итальянцев, другой – силами советской оборонной промышленности.

 

Выбор Алексея Косыгина

Решение о строительстве завода по выпуску легковых автомобилей в Тольятти было подписано после заседания Политбюро ЦК КПСС 20 июля 1966 года. Сейчас известно, что этот автозавод вполне мог быть возведен вовсе не в Куйбышевской области, а в каком-нибудь другом регионе страны. Изначально проектантами рассматривались 119 вариантов. После первой стадии отбора таких мест осталось 39, а затем только 6: в Горьком, в Балаково, на Украине, в Белоруссии, в Вологодской области и в Тольятти. В итоге все решила ЭВМ, которая просчитала географические параметры новостройки, ее производственную базу, строительные ресурсы, подъездные пути и многое другое.

 

АвтоВАЗ. Монтаж главного конвейера. 1969 год

Однако после того как свое "добро" на строительство уже дал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, против строительства завода в Тольятти неожиданно выступил Дмитрий Устинов, в то время секретарь ЦК КПСС по вопросам обороны. Он сказал, что в нашей стране вполне достаточно опытных конструкторов и производственников, и потому отечественная промышленность, выпускающая лучшую в мире военную технику, способна построить автозавод и без участия иностранцев.

Положение спас председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин – один из инициаторов строительства автозавода в Тольятти с участием FIAT. Он сказал, что одного такого предприятия нашей огромной стране все равно будет недостаточно, и предложил строить сразу два автозавода: один с привлечением итальянцев, другой – силами советской оборонной промышленности. Второй из названных проектов был воплощен в Ижевске. Что из этого получилось, сейчас известно всем: ижевский "Москвич" даже во времена СССР практически стал символом низкого автомобильного качества. А в Тольятти при участии концерна FIAT было возведено образцовое предприятие нового типа, ставшее школой передового опыта для всего отечественного машиностроения.

"Лада" или "Жигули"

Как только АвтоВАЗ со своей продукцией вышел на международный рынок, с названием "Жигули" сразу же произошло несколько лингвистических казусов. Оказалось, что для иностранного уха имя тольяттинской машины весьма непривычно, а в некоторых языках шипящий звук "ж" отсутствует вовсе. Вдобавок к этому выяснилось, что в ряде стран это название звучит, мягко говоря, неприлично. В частности, во Франции близкое по произношению слово "жиголо" означает "молодой любовник пожилой женщины, живущий за ее счет". В Испании и Португалии есть ругательство, похожее на название нашей машины, и означает оно "иди в поросячий зад". А в венгерском языке выражение, звучащее как "щикули", и вовсе относится к нецензурным. Таким образом, на международную арену волжскую малолитражку под именем "Жигули" было решено больше не выпускать.

Масса ВАЗ-2101, по сравнению с FIAT-124, увеличилась на 90 килограммов. Но конструкция стала более прочной и надежной, что немаловажно для эксплуатации машины в российских условиях.

 

В 1973 года у вазовской машины появилось еще одно имя – "Лада", выбранное специально для зарубежного потребителя. Существует много легенд о том, как было найдено это новое название. Одна из версий гласит, что конструкторы ВАЗа при выборе случайно услышали популярную в то время песенку: "Хмуриться не надо, Лада". В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия –  "Ладья", – появившимся почти одновременно с "Жигулями". Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось. Конечно же, первым делом вазовцы проверили "Ладу" на международную благозвучность. К счастью, никаких накладок обнаружено не было. Правда, близкое по звучанию слово из венгерского языка переводится как "сундук". В хорватском языке оно же означает "ларь, ларец". Однако эти предметы вряд ли можно связать с чем-то неприличным.

 

АвтоВАЗ. Идет отладка кузовного производства

Русифицированный "итальянец"

Напомним: при производстве первого тольяттинского автомобиля ВАЗ-2101 за основу был взят FIAT-124 образца 1966 года. Его пришлось дорабатывать с учетом социальных и климатических условий нашей страны. В общей сложности, в конструкцию "итальянца" было внесено более 800 изменений. В частности, у машины был увеличен клиренс (просвет между корпусом и дорогой) со 164 до 175 мм, усилены подвеска и кузов, а задние дисковые тормоза заменены на барабанные – более долговечные и стойкие к загрязнению. Кроме того, по предложению ветеранов автопрома в комплектацию советского "Фиата" добавили рукоятку завода двигателя (по-народному – "кривой стартер"). Слева на корпусе машины появилось наружное зеркало заднего вида, а ручки дверей стали утопленными. Немного были изменены и параметры двигателя. В частности, проектанты перенесли распределительный вал в его головную часть, диаметр цилиндра увеличили с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшили с 71,5 до 66 мм, отчего двигатель при сохранении рабочего объема 1198 "кубиков" стал более мощным. По этим и другим причинам масса ВАЗ-2101, по сравнению с FIAT-124, увеличилась на 90 килограммов. Но конструкция стала более прочной и надежной, что немаловажно для эксплуатации машины в российских условиях. Шесть первых автомобилей ВАЗ-2101 были собраны на главном конвейере Волжского автомобильного завода 19 апреля 1970 года.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с