По биографии генерала вполне можно писать историю самых грандиозных инженерно-технических сооружений не только СССР, но и ряда других государств мира.
В военные годы Иван Васильевич занимался строительством оборонительных сооружений на самых ответственных направлениях удара фашистских войск.
Герою Социалистического Труда Ивану Васильевичу Комзину в этом году исполнилось бы 110 лет. В 1950 году он начал руководить строительством Куйбышевской ГЭС. Его имя среди выдающихся людей области можно увидеть на Аллее чести, гордости и славы. Его именем названа улица в Тольятти, а у тольяттинской школы № 22 установлен памятник И.В. Комзину.
В строители по путевке комсомола
Родился будущий глава «Куйбышевгидростроя» 29 июня 1905 года в Смоленской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с родителями переехал в Подмосковье, где получил начальное образование.
После окончания техникума в 1926 году оправляется работать прорабом на Северную железную дорогу, но вскоре призывается в армию. Граждане со средним образованием тогда чаще всего направлялись в военные школы, чтобы стать младшими командирами запаса. Так и Комзин становится курсантом летно-технической школы в Ростове-на-Дону. Вернувшись из армии, он экстерном оканчивает Московское высшее инженерно-строительное училище, после чего участвует в возведении легендарной Магнитки и ряда других уральских заводов. Не раз выезжает в заграничные командировки. В частности, в 1936 году жил в Турции, представляя советскую сторону на строительстве текстильного комбината в городе Назили.
После войны Комзин руководил восстановлением портовых сооружений - сначала в Севастополе, а затем в Таллине и других городах Прибалтики.
А в конце
Дорога до Куйбышева
О планах по возведению ГЭС на Волге советские граждане узнали из постановления Совета Министров СССР от 20 августа 1950 года, в котором говорилось о начале строительства Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2 миллиона киловатт. Поначалу стройку курировало Министерство внутренних дел СССР, и Комзин два года совмещал должность руководителя строительного управления с должностью начальника Кунеевлага. Ветераны «Куйбышевгидростроя» вспоминают, что их начальник был прекрасным техническим специалистом, опытным руководителем, умеющим работать с людьми. Иван Васильевич был поистине незаменим в деле подбора толковых сотрудников и вообще в формировании коллектива строителей. Он умел ставить перед подчиненными цели и добиваться их достижения.
В начале 50-х годов Комзин и был назначен начальником строительства Куйбышевской ГЭС.
Комзин никогда не «вытягивался в струнку» перед самым высоким начальством, в том числе и перед секретарями ЦК, а всегда отстаивал свою точку зрения, и тем самым частенько оказывался весьма неудобен для представителей партийного руководства. Поговаривают, что кое-кто из Куйбышевского обкома КПСС в те годы был не прочь избавиться и от строптивого начальника строительства. Однако партийные секретари при этом прекрасно понимали, что вряд ли кому-либо другому, кроме Комзина, будет по плечу та громадная организационная работа, которая ежедневно и ежечасно требовалась на этой гигантской стройплощадке.
Интересными воспоминаниями о взаимоотношениях с партийными руководителями поделился бывший первый секретарь Ставропольского горкома КПСС и ветеран «Куйбышевгидростроя» А.Т. Паренский, в то время работавший секретарем парткома управления. По его словам, в конце 1950 года неожиданно возник спор между начальником строительства И.В. Комзиным и первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС А.М. Пузановым о том, где именно должна проходить трасса будущего шоссе Куйбышев-Ставрополь. Комзин, как опытный хозяйственник, конечно же, ратовал за кратчайший маршрут по линии Красная Глинка — Большая Царевщина — Курумоч — Зеленовка — Ставрополь. А вот Пузанов отстаивал хотя и более длинный путь (через Васильевку и Узюково), но зато более удобный для здешнего сельского населения. После жарких споров в кабинете ответственные работники решили проехаться по всей будущей трассе. Далее А.Т. Паренский рассказал следующее:
«На берегу реки Сок секретарь обкома вдруг сказал, обращаясь ко мне: „Ты всю дорогу молчал, соблюдал нейтралитет, а теперь рассуди нас. Сейчас мы с начальником строительства возьмем по булыжнику, и кто из нас забросит его дальше в воду, тот и победит, и его вариант трассы будет согласован“. Я смутился, но вынужден был разнять их руки. После этого Комзин и Пузанов взяли булыжники, и, подойдя поближе к берегу, с разбегу закинули их в воду. Комзин бросил камень примерно метра на два дальше. Тут же он подозвал к себе прораба-дорожника Н. Рыкова и на его карте карандашом провел прямую линию, сказав при этом: „Поступим так, как сделал в свое время царь Николай I, когда на карте с помощью сабли и карандаша обозначил путь, по которому прошла железная дорога от Санкт-Петербурга до Москвы“. Конечно же, Пузанов в этом споре дал маху, не учтя личных качеств Комзина. Иван Васильевич был громадным мужчиной двухметрового роста, в молодости занимался спортом, и потому без труда одержал победу в метании камня. В итоге трасса пошла по самому короткому маршруту, и уже к середине лета она была полностью готова к эксплуатации. К тому времени было завершено и сооружение автомобильного моста через реку Сок, после чего на стройплощадки ГЭС беспрерывным потоком пошли грузы со стороны Куйбышева».
Хрущев отправил в Египет
В конце 50-х годов И.В. Комзина отозвали с берегов Волги, и при личном одобрении Хрущева он был направлен в Египет для руководства возведением Асуанской гидроэлектростанции, которую в то время называли не иначе как «символ советско-египетской дружбы».
В течение
В конце
После выхода на пенсию жил в Москве и читал лекции в строительных вузах городов СССР. Скончался в марте 1983 г.
Версия для печатиАвторизоваться через: |