Генерал Комзин строил Волжскую ГЭС

 

По биографии генерала вполне можно писать историю самых грандиозных инженерно-технических сооружений не только СССР, но и ряда других государств мира.

В военные годы Иван Васильевич занимался строительством оборонительных сооружений на самых ответственных направлениях удара фашистских войск.

 

Герою Социалистического Труда Ивану Васильевичу Комзину в этом году исполнилось бы 110 лет. В 1950 году он начал руководить строительством Куйбышевской ГЭС. Его имя среди выдающихся людей области можно увидеть на Аллее чести, гордости и славы. Его именем названа улица в Тольятти, а у тольяттинской школы № 22 установлен памятник И.В. Комзину.

В строители по путевке комсомола

Родился будущий глава «Куйбышевгидростроя» 29 июня 1905 года в Смоленской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с родителями переехал в Подмосковье, где получил начальное образование. 14-летним подростком Иван вступает в комсомол и записывается в отряд частей особого назначения (ЧОН). Ему пришлось участвовать в боях с различными белыми формированиями, которые действовали в тылу Красной Армии. Через некоторое время уездный комитет комсомола направил его работать на строящуюся электростанцию. Во время работы он посещает специальные образовательные курсы, после окончания которых, получает право поступить в среднее специальное учебное заведение. В комсомольской характеристике, которую он предоставил в приемную комиссию, было написано: «Имеет активную жизненную позицию. Хотя его образование только три класса, он сам обучает неграмотных и ведет антирелигиозную пропаганду». С сентября 1922 года он студент Московского строительного техникума. Во время учебы много занимается общественной работой и в 1925 году вступает в ВКП(б).

После окончания техникума в 1926 году оправляется работать прорабом на Северную железную дорогу, но вскоре призывается в армию. Граждане со средним образованием тогда чаще всего направлялись в военные школы, чтобы стать младшими командирами запаса. Так и Комзин становится курсантом летно-технической школы в Ростове-на-Дону. Вернувшись из армии, он экстерном оканчивает Московское высшее инженерно-строительное училище, после чего участвует в возведении легендарной Магнитки и ряда других уральских заводов. Не раз выезжает в заграничные командировки. В частности, в 1936 году жил в Турции, представляя советскую сторону на строительстве текстильного комбината в городе Назили.

После войны Комзин руководил восстановлением портовых сооружений - сначала в Севастополе, а затем в Таллине и других городах Прибалтики.

 

А в конце 30-х Комзин работает начальником управлений в Наркомате тяжелого машиностроения СССР и Народном комиссариате строительства СССР. Именно Комзин после присоединения Прибалтики к СССР занимается строительством Главной военно-морской базы Балтийского флота в Таллине, а после начала Великой Отечественной войны он — заместитель наркома станкостроения. Как пишут историки, в начале войны он много сделал для того, чтобы обеспечить оборудованием эвакуированные предприятия. В военные годы Иван Васильевич также занимался строительством оборонительных сооружений на самых ответственных направлениях удара фашистских войск, а после освобождения советской земли руководил восстановлением портовых сооружений — сначала в Севастополе, а затем в Таллине и других городах Прибалтики. После этого Комзин и был назначен начальником строительства Куйбышевской ГЭС.

Дорога до Куйбышева

О планах по возведению ГЭС на Волге советские граждане узнали из постановления Совета Министров СССР от 20 августа 1950 года, в котором говорилось о начале строительства Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2 миллиона киловатт. Поначалу стройку курировало Министерство внутренних дел СССР, и Комзин два года совмещал должность руководителя строительного управления с должностью начальника Кунеевлага. Ветераны «Куйбышевгидростроя» вспоминают, что их начальник был прекрасным техническим специалистом, опытным руководителем, умеющим работать с людьми. Иван Васильевич был поистине незаменим в деле подбора толковых сотрудников и вообще в формировании коллектива строителей. Он умел ставить перед подчиненными цели и добиваться их достижения.

В начале 50-х годов Комзин и был назначен начальником строительства Куйбышевской ГЭС.

 

Комзин никогда не «вытягивался в струнку» перед самым высоким начальством, в том числе и перед секретарями ЦК, а всегда отстаивал свою точку зрения, и тем самым частенько оказывался весьма неудобен для представителей партийного руководства. Поговаривают, что кое-кто из Куйбышевского обкома КПСС в те годы был не прочь избавиться и от строптивого начальника строительства. Однако партийные секретари при этом прекрасно понимали, что вряд ли кому-либо другому, кроме Комзина, будет по плечу та громадная организационная работа, которая ежедневно и ежечасно требовалась на этой гигантской стройплощадке.

Интересными воспоминаниями о взаимоотношениях с партийными руководителями поделился бывший первый секретарь Ставропольского горкома КПСС и ветеран «Куйбышевгидростроя» А.Т. Паренский, в то время работавший секретарем парткома управления. По его словам, в конце 1950 года неожиданно возник спор между начальником строительства И.В. Комзиным и первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС А.М. Пузановым о том, где именно должна проходить трасса будущего шоссе Куйбышев-Ставрополь. Комзин, как опытный хозяйственник, конечно же, ратовал за кратчайший маршрут по линии Красная Глинка — Большая Царевщина — Курумоч — Зеленовка — Ставрополь. А вот Пузанов отстаивал хотя и более длинный путь (через Васильевку и Узюково), но зато более удобный для здешнего сельского населения. После жарких споров в кабинете ответственные работники решили проехаться по всей будущей трассе. Далее А.Т. Паренский рассказал следующее:

«На берегу реки Сок секретарь обкома вдруг сказал, обращаясь ко мне: „Ты всю дорогу молчал, соблюдал нейтралитет, а теперь рассуди нас. Сейчас мы с начальником строительства возьмем по булыжнику, и кто из нас забросит его дальше в воду, тот и победит, и его вариант трассы будет согласован“. Я смутился, но вынужден был разнять их руки. После этого Комзин и Пузанов взяли булыжники, и, подойдя поближе к берегу, с разбегу закинули их в воду. Комзин бросил камень примерно метра на два дальше. Тут же он подозвал к себе прораба-дорожника Н. Рыкова и на его карте карандашом провел прямую линию, сказав при этом: „Поступим так, как сделал в свое время царь Николай I, когда на карте с помощью сабли и карандаша обозначил путь, по которому прошла железная дорога от Санкт-Петербурга до Москвы“. Конечно же, Пузанов в этом споре дал маху, не учтя личных качеств Комзина. Иван Васильевич был громадным мужчиной двухметрового роста, в молодости занимался спортом, и потому без труда одержал победу в метании камня. В итоге трасса пошла по самому короткому маршруту, и уже к середине лета она была полностью готова к эксплуатации. К тому времени было завершено и сооружение автомобильного моста через реку Сок, после чего на стройплощадки ГЭС беспрерывным потоком пошли грузы со стороны Куйбышева».

Хрущев отправил в Египет

В конце 50-х годов И.В. Комзина отозвали с берегов Волги, и при личном одобрении Хрущева он был направлен в Египет для руководства возведением Асуанской гидроэлектростанции, которую в то время называли не иначе как «символ советско-египетской дружбы».

 

В течение 1955-1958 годов, на завершающем этапе строительства, в район ГЭС один за другим в Куйбышевскую область стали наведываться высокопоставленные работники ЦК КПСС и Совета министров СССР. Главным гостем был первый секретарь ЦК КПСС — председатель Совета Министров Никита Хрущев, который 9 августа 1958 года на специальном поезде прибыл на церемонию торжественного открытия крупнейшей в мире гидроэлектростанции. Глава партии осматривал сооружения ГЭС, и Комзин сопровождал первого секретаря. Вскоре в газете «Известия» был опубликован указ, где говорилось, что за выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Куйбышевской гидроэлектростанции, большой вклад, внесенный в разработку и внедрение новых прогрессивных методов труда в строительство гидросооружений и монтаж оборудования электростанций Комзину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В конце 50-х годов И.В. Комзина отозвали с берегов Волги в распоряжение Минэнерго СССР, и уже вскоре при личном одобрении Хрущева он был направлен в Египет для руководства возведением Асуанской гидроэлектростанции, которую в то время называли не иначе как «символ советско-египетской дружбы». По окончании работы на берегах Нила Иван Васильевич еще некоторое время находился в штате Минэнерго СССР и одновременно преподавал. С 1963 года он — начальник Главгидроэнергостроя по строительству ГЭС Центра и Юга, а через пять лет становится директором Всесоюзного научно-исследовательского института организации и управления в строительстве.

После выхода на пенсию жил в Москве и читал лекции в строительных вузах городов СССР. Скончался в марте 1983 г.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с