Вознесенский монастырь

 
Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь в прошлом году отметил свое 325-летие. Три века с четвертью – возраст немалый. За это время в стенах монастыря многое успело произойти. Восстановление обители началось в 1993 году, когда по обращению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника администрация города Сызрани приняла постановление о передаче православной церкви сохранившихся зданий монастырского комплекса. 24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем божественную литургию.

Автор: Татьяна Горбачева

В XIX веке в Вознесенской обители было собственное монастырское хозяйство: самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов и духовных журналов. В архиве при библиотеке хранились копии указов и грамот с 1776 г. На территории монастыря располагался первый некрополь Сызрани.

 

Сызранский Свято-Вознесенский мужской монастырь в прошлом году отметил свое 325-летие. Три века с четвертью – возраст немалый. За это время в стенах монастыря многое успело произойти.

В мае 1685 г. в город Сызран пришла царская грамота на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила "против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище Стрелка". Через два года монастырь был перенесен в городок Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана и был построен для охраны подходов по реке со стороны Царицына и Астрахани. На прежнем месте остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. И в 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили у патриарха Адриана благословения на постройку обители в честь Вознесения Господня, а еще они просили возвратить от Кашпирского монастыря Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В том же году началось возведение деревянной Вознесенской церкви. Из-за нехватки средств строительство велось медленно, храм был открыт только в 1694 г. Согласно первой описи, проведенной годом позже, в монастыре подвизались всего семь монахов.

Монастырь считался удаленным и не особо устроенным. При Екатерине II он использовался как место ссылки. Сюда был сослан бывший член Священного Синода архимандрит Иона (Саникеев). Широкое капитальное монастырское строительство началось в 30-е годы XIX столетия. Под руководством архимандрита Германа (Похвалинского), переведенного в Сызрань из Алатырского Троицкого монастыря, были ограждены территории монастыря, здание Сызранского духовного правления, построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители принадлежит архимандриту Августину, в 1848 г. ставшему настоятелем. Именно при нем в 1855 г. Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый и был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью. Тогда же были построены игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 г. – каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии.

Теплая церковь во имя Феодоровской иконы Божьей Матери была возведена  специально для главной святыни монастыря – той самой иконы, чудесным образом обретенной на водном источнике близ крепости Кашпир в начале XVIII века. Помещалась икона в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 г. княгиней Екатериной Васильевной Урусовой.

В XIX веке в Вознесенской обители было собственное монастырское хозяйство: самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов и духовных журналов. В архиве при библиотеке хранились копии указов и грамот с 1776 г. На территории монастыря располагался первый некрополь Сызрани.

В 1931 г. последний настоятель монастыря архимандрит Александр (Вахатов) был арестован и приговорен к ссылке. Но ссылкой дело не закончилось. В 1937 г. священнослужитель был обвинен в участии в церковно-монархической контрреволюционной организации и в 1938 г. расстрелян в Куйбышеве. К тому времени была закрыта и последняя монастырская церковь, Феодоровская. Икона же была спрятана верующими, чтобы позже быть возвращенной в храм.

 

К началу XX века Вознесенский монастырь представлял собой крупное и крепкое, налаженное хозяйство. Однако с приходом новой власти монастырь был распущен, все здания национализированы и отданы городу. В распоряжении церковно-приходской общины остался только Феодоровский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и органами НКВД. Церковный причт остался без средств к существованию. В 1931 г. последний настоятель монастыря архимандрит Александр (Вахатов) был арестован и приговорен к ссылке. Но ссылкой дело не закончилось. В 1937 г. священнослужитель был обвинен в участии в церковно-монархической контрреволюционной организации и в 1938 г. расстрелян в Куйбышеве. К тому времени была закрыта и последняя монастырская церковь, Феодоровская. Икона же была спрятана верующими, чтобы позже быть возвращенной в храм.

В 1933 г. комбинат "Союзплодовощ" взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 1970-х гг. склад. В храме Вознесения Господня разместился клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь выросли заводские корпуса и автодорога, соединяющая центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.

Восстановление обители началось в 1993 г., когда по обращению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника администрация города Сызрани приняла постановление о передаче православной церкви сохранившихся зданий монастырского комплекса. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем божественную литургию. В монастыре поселились монахи и послушники. Территория монастыря открыта для посещения в дневное время.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с