Тольяттинский художественный: молодость и креатив

 

Фасад МУК Тольяттинский художественный музей

История Тольяттинского художественного музея началась в 1987 году с открытия Тольяттинской картинной галереи, являющейся филиалом Куйбышевского художественного музея. Галерею открыли к празднованию 250-летия Ставрополя-Тольятти. В числе ее создателей были А.Я.Басс, Л.С.Пахута, П.П.Ольферт. Первым директором стал Геральд Борисович Кривощеков.

Автор: Константин Поздняков

Именитым, солидным и легендарным культурным учреждениям зачастую приходится изобретать новую концепцию, чтобы "заманить" молодежь на очередную экспозицию. Возникают и разногласия между молодыми сотрудниками и ветеранами выставочного дела. Всех этих опасностей молодой Тольяттинский художественный музей удачно избегает..

 

Как филиал превратился в музей

Именно филиалом КХМ (Куйбышевского художественного музея) поначалу являлся будущий Тольяттинский художественный музей. Сперва и название было скромнее: Тольяттинская картинная галерея. Галерею открыли в 1987 г. к празднованию 250-летия Ставрополя-Тольятти. В числе ее создателей были А.Я.Басс, Л.С.Пахута, П.П.Ольферт. Первым директором стал Геральд Борисович Кривощеков. Ныне музей расположен по адресу: Тольятти, бульвар Ленина, 22 (правое крыло).

Молодость Тольяттинского художественного музея чувствуется во многом. Именитым, солидным и легендарным культурным учреждениям подобного рода зачастую приходится изобретать новую концепцию, проводить совещания о том, как "заманить" молодежь на очередную экспозицию. Возникают разногласия между молодыми сотрудниками и ветеранами выставочного дела. Всех этих опасностей Тольяттинский художественный музей удачно избегает.

Нынешнему директору музея Марине Викторовне Барановой и ее помощникам (зам. директора музея по научной работе Л.И.Москвитина, главный хранитель Н.Н.Бурба, зав. экспозиционным отделом Э.Х.Ахметжанова) удалось наладить эффективную систему коммуникаций с городской общественностью. Например, в Сети – официальный сайт (там много полезной информации, но обновления происходят не так часто, как хотелось бы), страница «ВКонтакте», где регулярно публикуются анонсы, фото- и видеоматериалы, освещающие деятельность музея.

"Молодежная" политика музея проявляется и в названиях выставок. К примеру, выставка "Артблюз", на которой зрителю представлены произведения и мастеров, и молодых художников, и студентов художественных училищ.

Раз в 2 года Тольяттинский художественный музей проводит конкурс детского творчества под названием "Радужка". В 2010 г. на "Радужку" было представлено 3458 работ. География конкурса впечатляет: Израиль, Казахстан, Украина, другие бывшие республики СССР. Лишь 251 работа попала на итоговую выставку. Результаты конкурса внушают оптимизм: многие детские рисунки были иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина. Значит, интерес к творчеству гения отечественной словесности не иссяк. Большинство юных художников фантазировали на тему "Как прекрасен этот мир!". Значит, новое поколение оценивает окружающую действительность позитивно.

Из коллекции фондов

Достоинством фондов Тольяттинского художественного музея являются картины талантливого и оригинального живописца Н.Ф.Шеина (1924-1986). Художник прослыл настоящим отшельником ради искусства. Шеин уединялся в селе Бахилово (Жигули), где и работал в собственном доме-мастерской. Некоторые его полотна выставлены в Третьяковской галерее, однако большая часть работ досталась Тольяттинскому художественному музею.

 

Н.Ф.Шеин.  Белый пароход. 1975. Тольяттинский художественный музей

Картина Шеина "Квартал в Самаре" имеет явный психоделический уклон. С одной стороны, яркие краски изображают расцветающий город, с другой стороны, район будто свернут в кольцо, замкнут в пространстве. Просматривается на полотне и своеобразная иерархия: в самом низу картины изображены ветхие домишки, "трущобы", следующий ряд демонстрирует уже дома побольше, а последние два ряда – это здания, которые можно наблюдать в Самаре и по сей день. Предпоследний ряд состоит из частных и двухэтажных домиков, а завершается верхний горизонт советскими многоэтажками, череда которых простирается и в отдалении. Добрая ирония художника проявилась в изображении "коллективного советского тела". По улочкам текут змейки, состоящие из человеческих фигур. Они сливаются в один поток, явно направляющийся в сторону остановки общественного транспорта. Видимо, на картине изображено утро одного из рабочих районов, когда большинство жителей стремятся успеть к началу трудовой вахты. Перед зрителем оказывается весьма оригинальное совмещение постимпрессионизма и советского реалистического письма. Картины Шеина навевают ассоциации с творчеством Андрея Платонова – именно за счет подобного совмещения модернистского и реалистического планов.

Перекликается тема вышеописанной картины с графикой художника из Мичуринска

С.М.Никереева

(1932-2007). Никереев был перфекционистом, он много раз переделывал каждую свою работу. "Заиграли провода" из серии "Подмосковье", на первый взгляд, кажется предельно реалистичной, или, учитывая специфическую (идущую от Рембрандта) технику офорта, использовавшуюся Никереевым, глубоко реалистичной (графика наносится в несколько слоев) картиной. Перед нами то ли частный сектор города, то ли поселок городского типа: на первом плане одноэтажные сельские дома, а вдалеке, как и у Шеина, просматриваются ряды высотных зданий. Два главных образа картины Никереева – это возвышающееся около центрального дома дерево и паутина заявленных в названии проводов. Показательно, что "заигравшие" провода словно "перечеркивают" дерево, опутывая, заслоняя его от взгляда наблюдателя. От реалистической трактовки можно выйти на вполне символический подтекст. Дерево сразу превратится не в простое, а в Мировое, а провода – в знак технической цивилизации, уничтожающей природное начало. Только Дерево единично, уникально, а пришедшие на смену телеграфные столбы однообразны и множественны, уводя все к тем же новостройкам, серому ряду одинаковых зданий.

На картине В.С.Вильнера "У окна", поступившей в коллекцию музея в 1989 г., затрагивается еще одна вечная тема – тема человеческого одиночества, отчуждения. Автолитография, созданная в 1980 г., представляет собой сцену из дореволюционной российской жизни. Впрочем, обстановка некоего российского городка совершенно условна и лишена конкретики. Бросается в глаза необычное решение рамочного принципа построения, когда мы наблюдаем две картины в одной. В центре – освещенная комната, из которой человек и смотрит в окно на улицу. Главный герой и его квартира увеличены в размерах по сравнению с окружающим миром, подчеркнута значимость центрального персонажа и его одиночества. Художник демонстрирует два плана: внутренний, интимный (человек показан со спины из своей комнаты, из своего уголка) и внешний, общий (улица и угрюмые дома). Человек одинок и обращается к окну, вглядываясь в наружный мир, в котором так же не находит гармонии.

Восток – дело тонкое

 

"Китайская ночь в музее". Тольятти, 2011

На рубеже ХХ и ХХI веков в России усиливается мода на Восток. Россияне знакомятся с искусством Японии, Китая, Кореи. Тольяттинский художественный музей точно уловил это поветрие, и в 2011 г. в ТХМ прошли два примечательных мероприятия.

В ночь с 14 на 15 мая любой желающий мог бесплатно посетить "Китайскую ночь в музее". Молодые зрители знакомились с китайской живописью и могли сфотографироваться в традиционном восточном облачении с соответствующим антуражем. В "Китайскую ночь" состоялась чайная церемония, которую вела специалист в этой области, администратор клуба "Черный дракон" Н.Приколота. Перед зрителями был разыгран спектакль с участием "китайского императора", состоялось показательное выступление воспитанников центра изучения ушу и цигун "У дэ". Аналогичным образом был построен "День японской культуры" (21 июня 2011 г.), включавший приготовление блюд соответствующей кухни, лекцию об игре го, исполнение традиционных японских музыкальных произведений на гитаре и демонстрацию восточных единоборств. Зритель, посещающий подобные мероприятия, получает представление не только об изобразительном искусстве той или иной страны, но и об особенностях менталитета, философии, музыки. На сайте музея можно найти небольшую, но содержательную лекцию о современной китайской живописи, которая стала "теоретическим дополнением" к экскурсии.

Опыт Тольяттинского художественного музея, безусловно, стоит перенимать другим культурным учреждениям. ТХМ демонстрирует готовность к общению, открытость, понимание того, что музей должен не ждать зрителя, а в каком-то смысле идти ему навстречу.

 

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с