125 лет музея им. Алабина

 
Осенью 2011 года исполняется 125 лет со дня открытия Самарского публичного музея, ныне известного как Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина. За эти годы, конечно же, произошло огромное количество событий.

Автор: Константин Поздняков

П.В. Алабин, предложивший 1886 году проект открытия в Самаре публичного музея, был, безусловно, личностью энциклопедического масштаба. Первый гражданский губернатор Софии, городской голова Самары, наконец, первый заведующий музея, прекрасно разбиравшийся в ботанике, литературе, археологии и истории – неудивительно, что сила личности Алабина велика настолько, что в 1994 году было предложено переименовать музей в Алабинский, проведя прямую ассоциацию между именем создателя и самой организацией. Несмотря на то, что проект воплощен в жизнь не был, авторы новой концепции музея отмечают, что «СМИ все чаще употребляют вместо полного названия музея такие варианты, как «музей имени Алабина», иногда и «музей Алабина». Существует вероятность того, что в «местную топонимику» войдет именно такое название нашего музея».

В 1994 году было предложено переименовать музей в Алабинский, проведя прямую ассоциацию между именем создателя и самой организацией.

 

Изначально, по замыслу Алабина, музей должен был выполнять образовательные и просветительские цели, однако должного социального взаимодействия не получилось. Появлялись первые коллекции, первые экспозиции, но публичного ажиотажа не было. Правда, низкая посещаемость выставок сыграла впоследствии и положительную роль, проявившуюся в лояльном отношении эсеров и большевиков к музею. Дескать, до революции у «буржуинов» музей популярностью не пользовался – так зачем же его уничтожать? Так что в данном случае относительная неудача способствовала продолжению жизнедеятельности учреждения.

 

Золотая височная подвеска – выдающееся произведение болгарского ювелирного ремесла - поступила в музей от жителей с. Подгоры в 1975 г.

Одна из актуальных тем начала ХХ века – это, конечно же, Первая мировая война. Плакаты того времени, имеющиеся в музейной коллекции, изображают весьма оптимистичные картины победы русского воина и его союзников над врагами. Вот гигантский русский солдат с казацким чубом тащит за уши карликовых немцев (плакат именуется «На буксире»), на другом рисунке «бичевание» тем же персонажем врагов Российской империи сопровождается незамысловатым стишком: «Руки чешутся казачьи, и трещат штаны пруссачьи». По коллекции плакатов музея можно изучать процессы мифологизации в ХХ столетии. Между царской и советской пропагандой много общего: на смену розовощекому казаку с плакатов Первой мировой приходит не менее пышущий здоровьем советский пионер-поваренок, а довольно-таки зловещее изображение бородатого колхозника с лозунгом: «Преступник тот, кто режет молодняк» - заставляет вспомнить еще одну страницу истории музея. В 1930-м году на пленуме Краевого музейного Совета были высказаны требования, которые ныне кажутся просто нелепыми и вполне созвучными надписи на плакате: отныне музеи должны были играть существенную роль «в деле поднятия урожайности и реконструкции сельского хозяйства», «в укреплении обороноспособности страны». Советская власть требовала многого, это притом, что к 1921 году из-за халатного отношения к музею со стороны нового руководства («Музейной тройки») в организации не осталось ни одного сотрудника. Зловещий 1937-й год обернулся новыми потерями, 132 экспоната из Зала императора Александра II были уничтожены с формулировкой «не имеющие исторической ценности».

Трудными для музея были 20-е, 30-е и 40-е годы ХХ века. С 1922 по 1929 год директором Самарского губернского научного музея была Вера Владимировна Гольмстен. Трогательная подробность: комитет по заведованию музеем приял решение о… приобретении валенок для Веры Владимировны! Этот момент говорит не только об условиях, в которых работали тогда сотрудники музея, но и об их самоотверженности, преданности любимому делу. В годы Великой Отечественной войны краеведческий музей переехал в бывший польский костел на ул. Фрунзе, в результате «новоселья» было потеряно 894 экспоната и до 1958 года экспозиции не обновлялись.

С 80-х годов ХХ века основная экспозиция музея была дополнена новыми отделами, которые любой желающий ныне может обозреть и интерактивно на официальном сайте музея.

Зловещий 1937-й год обернулся для музея новыми потерями: 132 экспоната из Зала императора Александра II были уничтожены с формулировкой «не имеющие исторической ценности».

 

В 70-х годах ХХ века произошло неожиданное событие: в музей пришло письмо из Принстонского университета (США) с просьбой выслать краеведческие записки для статьи о промышленности Куйбышевской области. Эта просьба вызвала недоумение и переполох. Границы «на замке», «холодная война»... Сразу же возник вопрос об утечке информации, которая, как ныне считают сотрудники музея, произошла «по вине» болгарских коллег. Дело рассмотрел Куйбышевский обком и вынес вердикт: любознательным американцам отказать.

 

Зал этнографии

В начале 90-х годов сотрудникам музея пришлось поучаствовать в непростых баталиях за новое здание, закончившихся решением объединить Областной краеведческий и Самарский филиал Центрального музея В.И. Ленина. Директором Областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина с 1993 года становится Людмила Валентиновна Кузнецова. В СМИ, в изданиях, выпускаемых музеем, зачастую подчеркивается, что нынешний музейный конгломерат – это культурный центр. В музее представлены не только постоянные экспозиции, но и новые выставки (во втором полугодии 2011-го нас ожидают «Загадки ящеров пермской эпохи», «Самураи», «160 геральдических символов Самарской губернии» и др.).

Помимо исторических реконструкций на базе музея проводился кинофестиваль «Соль Земли», устраивались театральные представления и музыкальные концерты. В 2008-м году проходила одна из наиболее посещаемых выставок музея, которая была создана в результате сотрудничества с Корпорацией «Канадский Музей Цивилизаций» и называлась «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады». Особое впечатление производили масштабные панорамные объекты, сопровожденные аудиогидами и создававшие иллюзию погружения в мир кочевника. Экспонаты выставки живо воскрешали в памяти героев книг Ф. Купера и Дж. Шульца.

Помимо исторических реконструкций на базе музея проводился кинофестиваль «Соль Земли», устраивались театральные представления и музыкальные концерты.

 

 

Интерактивный музей

Безусловным плюсом обновленного музея можно считать интернет-активность. Гостевая страница сайта посещаема, критические замечания визитеров не удаляются (как это зачастую происходит), а принимаются во внимание, на вопросы и предложения пользователей Сети даются подробные, развернутые ответы. Большинство отзывов положительные, например:
«На днях была на вашей выставке «65 образов войны», и очень понравилось! Сильная выставка, на мой взгляд. Плакаты очень жесткие по своему характеру, кровавые, я бы сказала. Задели меня. Больше половины из них видела впервые. История про севастопольцев - просто нет слов. Оформление - это отдельная тема. Была поражена, когда на мой вопрос смотрительница ответила, что оформление - дело рук ваших сотрудников. Кропотливая работа, и как было не лень все это делать вручную: от каркаса с сеткой до столика с экраном (запомнила его надолго)? Спасибо за выставку!!».

Издания музея

 

Зал палеонтологии

В статьях сборника «Из истории музейных коллекций», несколько выпусков которого издано музеем, присутствует интересное описание самых разных музейных предметов: Наталья Гергедава рассказывает о коллекции спичек, указывая на характерные названия советских фабрик (например, «Волна революции») и на то, что когда-то спичечные фирмы печатали на коробках полученные ими выставочные медали; Ирина Тимашева анализирует путеводители по Самаре, изданные в разное время, обращая внимание на замечательное предупреждение для гостей города, сделанное в 1925-м году: «Следует внимательно следить за своими вещами и карманами, особенно на пристанях, на вокзале, на базарах, на почте: самарские карманники весьма искусны и подчас отважны». Изменения в текстах путеводителя – это и изменения в представлении образа города, новые пункты на его карте.

Удивительная находка описана в статье Ирины Крамаревой. Как в Самару попала буддиийская крышка капалы, изготовленная во второй половине XVIII - XIX в. в Монголии, Китае или Бурятии, установить до сих пор не удалось. Капала представляет собой священный сосуд, предназначенный для крови врагов буддизма, а сама крышка покрыта символическими изображениями защитников буддийского учения.

В самом ближайшем будущем музей им. П.В. Алабина порадует новыми проектами и выставками. Одно из наиболее ожидаемых событий – это открытие особняка А.П. Курлиной, который теперь предстанет в роли музея модернистского искусства.

 

В залах музея

Источники:
Из истории музейных коллекций. Выпуск 1. Самара, 2003. 80 с.
Из истории музейных коллекций. Выпуск 2. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2005. 68 с.
Каталог фонда Петра Владимировича Алабина в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина / Составители И.В. Крамарева, Н.А. Гергедава. Самара, 2009. 148 с.
Самарский край в истории России. Вып. 3. Материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня основания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. Самара, 2007. 240 с.



Профессиональное производство 3D-панорам и виртуальных туров в Самаре. 3D хостинг.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с