Памятник Чапаеву

 
О памятнике, который без преувеличения любим самарцами и, к несчастью, ценим вандалами, которые несколько раз лишали легендарного комдива шашки, а его армию - пулемета «Максим».

Автор: Андрей Кочетков

"Памятник Чапаеву" – это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти.

 

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с "пряничным" зданием Самарского театра драмы  часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города. Тем не менее, если рассмотреть эту скульптурную  композицию подробнее, можно узнать о ней много нового.

Двенадцатитонный бронзовый памятник был изготовлен в Ленинграде скульптором Матвеем Генриховичем Манизером, автором и других самарских памятников – например, Ленину и Куйбышеву. Но, несомненно, Чапаев со своими бойцами – самое удачное творение скульптора, сделанное для города. Уже готовый памятник в Ленинграде очень понравился Сергею Кирову, и тот в 1933 г. распорядился изготовить его копию. Близнецы самарских красноармейцев и сейчас стоят в Санкт-Петербурге у Военной академии связи. Москвичам же Матвей Манизер хорошо знаком по многочисленным бронзовым фигурам, украшающим станцию метро "Площадь Революции". Они, хотя и сделаны позже, но во многом перекликаются с бронзовыми чапаевцами. Именно за памятник Чапаеву Манизер получил звание заслуженного художника СССР. Над постаментом самарского изваяния работал Иосиф Лангбард, более всего известный своими конструктивистскими постройками в Белоруссии. Постамент-трибуна был оштукатурен и окрашен в черный цвет. Архитектор Каркарьян выполнил проект облицовки постамента полированным черным лабрадоритом и согласовал его с Манизером.

Куйбышевский памятник был торжественно открыт 6 ноября 1932 г. на площади Парижских Коммунаров (прежнее название площади Чапаева). Это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти, и она поразила собравшихся на открытие горожан.

Почти все бронзовые бойцы имели реальные прототипы.

 

Памятник Чапаеву

Все фигуры памятника сделаны размером в полтора человеческих роста. Каждая из восьми фигур либо отражает местный волго-уральский революционный колорит, либо имеет символическое значение. Возглавляет отряд сам комдив  – с шашкой и на вздыбленном коне. Скульптор ваял лицо военачальника с сына Чапаева, Александра Васильевича, который, по общему мнению, был очень похож на отца. Некоторые другие фигуры также имели свои прототипы. Для единственной женской фигуры (Анна-пулеметчица), идущей вслед за полководцем, Манизеру позировала ткачиха Ткачева, бывшая в то время заместителем председателя Самарского горисполкома. Уже после открытия памятника ее карьера оборвалась, когда она была обвинена в правотроцкистской деятельности. Но фигура бывшей ткачихи, разумеется, никуда не делась с одной из главных площадей города.

Именно за памятник Чапаеву скульптор Манизер получил звание заслуженного художника СССР.

 

Отдельно Манизер отразил местный этнический колорит. Из коренных народов Поволжья, кроме самого Чапаева,  представлены фигуры башкира и татарина. Таким образом, в композиции появились представители наиболее многочисленных народностей региона. Нужно заметить, что, когда устанавливался памятник, город был административным центром большого многонационального Средневолжского края.

Для фигуры башкира, поднимающегося с земли, позировал башкирский поэт Гайсы Юсупов,  погибший во время Великой Отечественной войны. Фигура татарина была сделана с одного из самарских волжских грузчиков. Именно татары, жившие на улице Казанской (ныне – Алексея Толстого), составляли значительную часть персонала городских торговых пристаней. Русские представлены фигурой бородатого партизана в папахе. Замыкают же композицию фигуры солдата в буденновке с винтовкой системы Мосина и матроса с пулеметом "Максим". Они символизируют собой части только появляющейся регулярной Красной Армии.

Около памятника находятся захоронения 12 человек – "борцов с контрреволюцией" и чекистов.

 

 Прежде в этом здании находился обком КПСС, что служило поводом для немалого количества шуток горожан. Сейчас бронзовый Чапаев направляет свою армию в сторону Академии культуры. Тоже, в общем, символично...

Мало кто знает, но около памятника находятся захоронения 12 человек – "борцов с контрреволюцией" и чекистов. До того как на площади "поселился" Чапаев со своими бойцами, возле захоронений стоял гипсовый памятник III Интернационалу, (автор – самарский  скульптор  Копылов), установленный в первые послереволюционные годы и быстро пришедший в негодность. Хочется верить, что, в отличие от первого памятника на площади, скульптурный шедевр Манизера значительно дольше будет украшать Самару – так органично он вписался в ее многоликий архитектурный ансамбль.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с