Автор: Вадим Карасев
Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах.
– Александр II – одна из знаковых фигур российской истории. Каким было отношение большинства жителей города к нему?
– Это отношение можно проиллюстрировать одним фактом. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями по просьбе самарцев положил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины – платки, и они бросали это под ноги государю в надежде, что одежды коснется стопа обожаемого монарха, и одежда хранилась в их домах как семейная реликвия. Восторг самарцев, встречавших Александра II, был исключительный. И, я думаю, неподдельный. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество. Собственно говоря, и самый знаменитый самарский губернатор Константин Карлович Грот активно участвовал во многих преобразованиях Александра II и во многом готовил их.
– Видимо, возведение памятника Александру II не могло обойтись без народных пожертвований...
– Вне всякого сомнения, в финансировании строительства таких крупных сооружений участвовали и крупные благотворители, и обычные люди. И в этом смысле памятник государю в Самаре не отличалась от других. Тем более что памятник был заказан одному из лучших российских скульпторов Владимиру Шервуду. Кстати, по происхождению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом.
– Какой была церемония открытия памятника в 1889 году?
– Это был всенародный праздник. Местные издания писали об этом событии как об одном из самых ярких в истории города.
– Памятник оправдал ожидания?
– Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него, в городе имелись лишь бюсты отдельным купцам, отличавшимся своей благотворительностью и общественной деятельностью. Памятник получился очень красивым. Весь облик императора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответственность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. Памятник играл огромную роль в жизни города. Тогда Алексеевская площадь с памятником императору в центре занимала в жизни Самары примерно то же место, что потом – площадь Куйбышева. У памятника проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на на ногах скульптурного крестьянина.
Когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник.
– Как сложилась судьба памятника после Октябрьской революции?
– Памятник был так красив и так много значил для города, что даже большевики, когда пришли к власти в семнадцатом году, не посмели сразу уничтожить его. Хотя в других городах они довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник. Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после ухода Народной армии и чехословацких легионеров большевики устроили расправу над памятником. Он довольно быстро исчез с пьедестала, и на его место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата. Это был типовой памятник скульптора Манизера. Такие ставились и в других городах. И главное, памятник поставили на постамент, который был слишком велик для этой скульптуры. Памятник Александру II был, наверное, на треть выше. Поэтому Ленин на постаменте – какой-то коротышка. И сразу видно, что постамент ворованный.
В 60-е годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища – бывшего Самарского реального училища.
– Как самарцы отнеслись к тому, что было сделано с памятником царю-освободителю? Ведь их отцы восторженно встречали и самого царя, и открытие памятника в городе...
– Это очень важный психологический момент, свидетельствующий о непостоянстве нашего характера. Самарцы, как и другие жители России, порой с энтузиазмом разрушали то, чему раньше поклонялись. Речь идет не только о памятниках, но и о храмах. Никаких фактов противодействия разрушению памятника Александру II я не знаю. Хотя, конечно, были и те, кто возмущался, но протестовать с риском для жизни они не решались.
– Что стало со снесенным памятником Александру II?
– Версий несколько. По одной из них, памятник зарыли в каком-то из самарских двориков, по другой – утопили в Волге. Скорее всего, памятник отправили на переплавку. Однако от нескольких краеведов я слышал достоверную историю о судьбе скульптурной головы Александра II. Согласно этим рассказам, еще в шестидесятые годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища (бывшего Самарского реального училища). Почему оставили голову нетронутой? Может быть, посчитали, что это наиболее художественная часть памятника. А может быть, чтобы лишний раз не раздражать людей. И чтобы перед переплавкой не было видно, что это памятник царю-освободителю. Жребий головы затерялся в конце шестидесятых годов. Скорее всего, ее тоже отдали на переплавку. Осталась неизвестной и судьба символических фигур, располагавшихся по краям постамента.
– Как вы относитесь к предложениям о воздвижении памятника Александру II на том же месте, где он стоял раньше?
– Думаю, со временем памятник Александру II снова появится на прежнем месте. Но, возможно, – уже без четырех окружавших его ранее фигур. Мне кажется, есть смысл восстановить этот памятник. Найти соответствующие документы в столичных архивах, уверен, не проблема. Проблема в другом – собрать деньги и заручиться поддержкой и городских властей, и жителей Самары. Наверное, это не вопрос ближайших двух-трех лет. Самарцы очень консервативны. К тому же, в Самаре довольно активная коммунистическая организация, и многие пожилые люди связывают с именем Ленина «светлое прошлое». Немаловажен и финансовый вопрос. Хотя, когда говорят, что в Самаре не на что ставить памятники, я вспоминаю Нижний Новгород, где бронзовые памятники высокого качества в центре города встречаются почти на каждом шагу, и это положительно влияет на образ города. К тому же, в нашей области есть несколько достойных профессиональных скульпторов, готовых выполнить любые сложные заказы.
– Какой в этом случае должна быть, по вашему мнению, судьба памятников советской эпохи, в том числе и памятника Ленину на площади Революции?
– Мне кажется, лучше всего собрать все неудачные памятники (в том числе и памятник Ленину, и памятник Куйбышеву) и перебазировать их в Загородный парк, выделить там площадку и показывать за деньги туристам. Пускай это будет зона традиционного советского искусства.
Версия для печатиАвторизоваться через: |