Автор: Андрей Кочетков
Фабрика-кухня была построена в 1930-1932 годах по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой.
В рукоятке "молота" находились спортзал и читальня, а в широкой его части – собственно кухня. Из нее по трем конвейерам еда доставлялась в разные части столовой, располагавшейся в "серпе".
В Самаре есть целый ряд памятников архитектуры авангарда 1920-1930-х годов, построенных во времена, когда молодое Советское государство было полем не только для социальных, но и художественных экспериментов. Хорошо известны и Дом промышленности на улице Куйбышева, и Радиодом на Красноармейской, и Клуб имени Дзержинского на Пионерской. Эти и многие другие постройки выполнены по принципам архитектуры конструктивизма. Но совершенно отдельное место среди них занимает здание Фабрики-кухни завода имени Масленникова, стоящее на пересечении проспекта Масленникова и улицы Ново-Садовой. Изначальное архитектурное решение этой постройки было конструктивистским, но замысел ее создателей превосходил другие конструктивистские постройки. Самарская Фабрика-кухня – яркий пример архитектуры формализма. Если смотреть на постройку сверху – можно увидеть, что она имеет форму скрещенных серпа и молота. Это единственный в мире реализованный проект здания такой формы, который стоит в одном ряду с такими шедеврами советского авангарда, как ростовский Театр драмы в форме трактора и московский ДК им. Русакова в форме шестеренки. При этом, несмотря на необычную форму конструкции здания, его внутреннее устройство было очень тщательно продумано для выполнения функций, возлагаемых на постройку. Благодаря своей уникальности самарская Фабрика-кухня вошла в международные справочники по архитектуре и не раз становилась объектом внимания для зарубежных СМИ.
Фабрики-кухни стали строиться на территории всего СССР в конце 1920-х – начале 1930-х годов, когда идея коллективного быта пролетариата поддерживалась властями. Пролетарии должны были работать на фабриках и жить в домах-коммунах. Чтобы рабочие не отвлекались на проблемы домашнего быта, свободно занимаясь строительством нового светлого будущего, при заводах возводились целые комбинаты питания. Там трудящиеся должны были коллективно принимать пищу, а также проводить свободное время. Идея конвейера, родившаяся на заводах Генри Форда, пленила умы устроителей нового социального устройства, и ее начали активно и целенаправленно внедрять в самые разные сферы жизни. Самарская Фабрика-кухня в форме серпа и молота – ярчайшая иллюстрация этой идеи. В рукоятке "молота" находились спортзал и читальня, а в широкой его части – собственно кухня. Из нее по трем конвейерам еда доставлялась в разные части столовой, располагавшейся в "серпе". Первый этаж здания был отведен под закусочную и гардероб, второй – под столовую, третий – под банкетные залы. Кроме того, на крыше здания была летняя площадка, на которой можно было принимать пищу и проводить торжества в теплое время года. Одним словом, это был настоящий культурно-развлекательный центр того времени.
На крыше здания была летняя площадка, на которой можно было принимать пищу и проводить торжества.
Это архитектурное и техническое чудо было построено в 1930-1932 годах по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой. Дорогостоящий проект со смелыми по тому времени конструктивными решениями (например, в Фабрике-кухне впервые в Самаре использовались железобетонные перекрытия) долго пришлось отстаивать. Альтернативой ему предлагалось построить куда более простое здание Г-образной формы. Но, в итоге, все же был реализован проект Максимовой.
В тяжелые годы Великой Отечественной здание претерпело ухудшившие его внешний вид изменения. Огромные "конструктивистские" оконные проемы были заложены ради экономии на системах отопления. Кроме того, фасад здания стал монолитным (прежде верхний этаж Фабрики-кухни нависал над нижними). Позже здание перестало выполнять свои прежние функции. И теперь об авангардистском прошлом Фабрики-кухни напоминает, разве что, ее форма, которой в наше время можно полюбоваться на спутниковых фотографиях в Интернете. Находясь же у стен здания, в нем нелегко угадать советские серп и молот.
Благодаря своей уникальности самарская Фабрика-кухня вошла в международные справочники по архитектуре и не раз становилась объектом внимания для зарубежных СМИ.
Стадников В. 81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре. М., 2006
Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. Куйбышев, 1986
Авторизоваться через: |