Л.С. Чеченя: моторостроитель, депутат, рационализатор

 

Более 20 лет Л.С. Чеченя возглавлял завод имени Фрунзе. За эти годы он дал путевку в жизнь многим молодым специалистам. Ветераны добрым словом вспоминают человека, внесшего вклад в развитие советского моторостроения, директора завода им. Фрунзе Л.С. Чеченю. Он решал не только производственные, но и социальные задачи. В конце прошлого года на здании административного корпуса ОАО «Кузнецов» в его честь установили памятную доску.

Автор: Андрей БОРСУКОВ

Парень с Херсонщины

До войны Л.С. Чеченя работает на заводе № 29 имени П.И. Баранова. После начала Великой Отечественной войны этот завод был эвакуирован в Куйбышев.

 

Леонид Степанович Чеченя родился 1 августа 1913 года, ровно за год до начала Первой мировой, в селении Алешки (позднее — город Цюрупинск) на границе Херсонской и Таврической губерний. В начале 20-х годов, когда остатки белогвардейских формирований на Херсонщине были окончательно разбиты, Леонид поступил в неполную среднюю школу. Получив свидетельство о ее окончании, он становится слушателем Бехтеровской агропрофшколы. А в 19 лет — дипломированным специалистом, устраивается техником-мелиоратором на Брилевскую опытно-оросительную станцию в Херсонской области.

Проработав два года в этом экспериментальном хозяйстве, Чеченя вновь решает сесть за парту и поступает в профильное учебное заведение Всероссийского авиационного общества в Запорожье. Став техником-механиком, он получает направление на работу в военное представительство завода № 29 имени П.И. Баранова. Более двух лет Леонид Степанович поработал старшим техником-контролером на данном предприятии. В январе 1941 года он становится начальником бюро монтажного цеха на днепропетровском авиамотором заводе № 452.

От начальника БТК до главного инженера

После начала Великой Отечественной войны этот завод был эвакуирован в Куйбышев. Вместе с предприятием прибыл на Безымянку и Чеченя — специалисты авиационного профиля были в большом дефиците, и им полагалась бронь. В волжском городе Леонид Степанович связал свою судьбу с заводом № 24. В октябре 1941 года это московское предприятие было эвакуировано в Куйбышев на территорию строившегося завода № 337. Последний эшелон с заводчанами ушел из Москвы в Куйбышев 27 ноября, а уже 25 декабря на испытательной станции заработал первый куйбышевский АМ-38.

В годы войны было выпущено более 40 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф, АМ-42, АМ-35А и ГАМ-34. Леонид Степанович, работая начальником БТК цеха № 10, принял непосредственное участие в организации производства, переведенного на военные рельсы. После окончания войны он остался трудиться на ставшем для него родным моторостроительном заводе. Чеченя занимает различные руководящие должности — заместителя главного контролера, главного контролера качества продукции и главного инженера. Без отрыва от производства, в 1955 году он окончил Куйбышевский авиационный институт, получив специальность инженера-механика.

В год полета Гагарина Леонид Степанович назначается директором моторостроительного завода им М.В. Фрунзе.

 

«За эти годы предприятие запустило в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я. Климова для самолетов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т, — рассказали „ВК“ в центре истории и техники ОАО „Кузнецов“. — А еще РД-900— прямоточный воздушно-реактивный двигатель Михаила Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты „Буря“ конструкции Семена Лавочкина. Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки „НК“, разработанных в ОКБ генерального конструктора Н.Д. Кузнецова, с которым Чеченя работал в тесном сотрудничестве».

Тесная связь завода с ОКБ Н.Д. Кузнецова сыграла огромную роль в успешном освоении сложнейшей техники. На предприятии вскоре было развернуто производство ракетных двигателей. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире облет земли на ракете с двигателями куйбышевских моторостроителей.

Годы директорства

В год полета Гагарина Леонид Степанович назначается директором моторостроительного завода им М.В. Фрунзе.

Под руководством Л.С. Чечени завода им М.В. Фрунзе продолжил изготавливать ракетные двигатели для ракеты Р-7. Были освоены и внедрены в серийное производство жидкостные ракетные двигатели для «лунной» ракеты Н-1.

 

«Новую технику нужно было осваивать, и директор организовывал курсы для рабочих, где они могли бы получить необходимые знания и сдать на более высокий разряд. Заработки у них увеличились, и текучесть кадров на заводе стала минимальной, — вспоминают ветераны предприятия. — Чеченя смело ставил недавних выпускников институтов на ответственные должности».

Леонид Степанович находил время на общение с рационализаторами и изобретателями. Сам он работал над кандидатской диссертацией, которую защитил уже в зрелом возрасте, в 1981 году.

Под руководством Л.С. Чечени предприятие продолжило изготавливать ракетные двигатели для ракеты Р-7. Были освоены и внедрены в серийное производство жидкостные ракетные двигатели для «лунной» ракеты Н-1. Серийно изготавливались модификации авиационного двигателя НК-12 для самолетов Ту-95, Ту-114, Ту-142, Ан-22 «Антей», экраноплана А-90 «Орленок». Было освоено производство и серийное изготовление двигателей для самолетов дальней авиации. Фрунзенцы начали выпускать двигатели, предназначенные для привода компрессорных установок по транспортировке природного газа, а также подвесные лодочные моторы «Вихрь».

22 июля 1966 года Л.С. Чечене присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1973 году завод им. Фрунзе становится производственным объединением, а Леонид Степанович — его генеральным директором.

Депутатская работа

Когда Л.С. Чеченя руководил предприятием, он не раз избирался депутатом различных уровней, и с его помощью на Безымянке было решено много социальных проблем. Например, были снесены почти все заводские бараки и построены сначала пятиэтажные, а затем и девятиэтажные дома.

«Леонид Степанович был очень, если можно так сказать, социальный начальник, — вспоминает ветеран предприятия В.М. Коршунов. — Например, звонит мне и говорит, что начальник цеха много бегает по заводу и жалуется на боли в ногах. Мы ему велосипед купили. При Чечене по утрам для работников устраивали зарядку. Раз в месяц все заводчане ходили в театр, раз в неделю — в бассейн. Он выделял один день в неделю для приема сотрудников, и к нему мог попасть любой рабочий».

Для заводчан были построены турбазы, базы отдыха и профилакторий, а для их детей — три пионерских лагеря. «Морской» считался одним из лучших в области.

В годы директорства Чечени было завершено строительство заводского стадиона «Восход».

 

В годы директорства Чечени было завершено строительство заводского стадиона «Восход», и там стала работать знаменитая куйбышевская футбольная школа под руководством В.П. Замятина. Ветераны рассказывают, что Леонид Степанович, будучи депутатом Верховного Совета СССР, на одной из сессий в Москве договорился с членами коллегии Министерства авиационной промышленности СССР о дополнительном финансировании для школы Замятина. Несколько лет на балансе завода была и главная футбольная команда области — «Крылья Советов».

«В материальном плане для команды это было неплохое время, — вспоминают заводские болельщики. — Футболисты получали надбавки к окладу, был куплен новый автобус, а бухгалтерия без промедления оплачивала счета на покупку новой формы и спортивного инвентаря».

В начале 80-х Л.С. Чеченя покинул пост генерального директора, но остался трудиться на предприятии в должности начальника 1-го отдела производственного объединения. Скончался Леонид Степанович 12 апреля 1996 года.

Версия для печати
Комментарии
Авторизоваться через: Вконтакте facebook twitter google yandex Mail.ru
Ваше имя:
Комментарий:
Код с картинки:

Распечатано с