Автор: Вадим Карасев
Годы жизни (1293 – 1378)
Когда великий князь московский Дмитрий Иванович, прозванный Донским, был еще беззаботным ребенком, за него трудился мало нам известный Елевферий Федорович Бяконт, он же митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Еще при Иване Ивановиче Красном он фактически стал
Точное время его рождения осталось неизвестным. Ведомо лишь, что с пятнадцати лет мечтал он о монашестве, а в монастырь Святого Богоявления поступил на двадцатом году жизни, приняв иночество под именем Алексия. До сорокалетнего возраста вел он аскетическую жизнь усердного монаха, проходил ремесленную и книжную науку и стал одним из образованнейших людей на Руси. У
К делу управления русской церковью Алексия призвал его крестный отец – великий князь Иван Данилович, оставшийся в истории как Иван Калита.
Алексий был наместником митрополита во Владимире, епископом Владимирским, а с 1355 года – митрополитом всея Руси.
Алексий был известен и как искусный врач и умелый дипломат. Оба эти качества проявились в ходе его поездок в 1357 и 1358 годах в Золотую Орду. Алексий был позван в Сарай к ослепшей вдове хана Узбека царице Тайдуле для ее излечения. Успешно справившись с этой задачей, он заручился поддержкой влиятельных людей из ханского двора и повел борьбу за присоединение к Руси епархий, захваченных литовцами и поляками.
О чудесах святого Алексия много говорится в летописях. Он предстает там как
Главной причиной охлаждения отношений возмужавшего ученика – Дмитрия Донского – и дряхлеющего учителя явилось разное понимание того, как следует строить отношения с Ордой. Князья не хотели подчиняться ей. Алексий оставался непреклонным сторонником мирного союза с Ордой.
Опираясь на заветы Александра Невского, митрополит считал отделение от Орды преждевременным: следом за этим грянула бы бедственная война.
Почему же один из святителей московских и чудотворцев всея Руси стал небесным покровителем Самары? Предание гласит, что летом 1357 года на пути в Золотую Орду Алексий посетил наши края и предрек, что «здесь встанет город многолюден и хлебом обилен».
Митрополита стали забывать еще при жизни. К такому мнению приходят некоторые историки. Но это забвение продолжалось недолго. Уже сын Дмитрия Донского великий князь Василий восстанавливает почитание святителя.
Алексий скончался 12 февраля 1378 года. Похоронить себя завещал в собственноручно изготовленной могиле в церкви кремлевского Чудова монастыря.
Место пребывания Алексия в нашем крае отмечено часовней. Древняя деревянная часовня, построенная задолго до возникновения нового города, была заменена каменной, поставленной на берегу Волги в 1832 году. Она пользовалась особым уважением самарских жителей. Заодно ее стены служили своеобразной климатической летописью: часовня подтапливалась весенним половодьем, и на ее стенах ежегодно отмечался наивысший уровень воды в Волге.
Имя Алексия было запечатлено в названиях cамарских церквей. Так, бывшая церковь во имя Успения Божией Матери называлась в народе церковью Алексея митрополита.
В Самарском Покровском кафедральном соборе тщательно сберегается фреска «Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец», где святой изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой.
Авторизоваться через: |