Более сорока лет Евгения Александровна Аршлутова преподавала физику в самарской школе №25. Она – единственный в области народный учитель СССР и единственная из учителей, ставшая почетным гражданином Самарской области.
Автор: Иллюстрации предоставлены Управлением по связям с общественностью администрации городского округа Самара
«Я до сих пор помню ее объяснения, – вспоминает одна из учениц Евгении Александровны Нина Добрусина, – что такое электрический ток, что такое земное притяжение, но особенно ярко помню ее опыты, как и почему возникает молния во время грозы».
Ее ученики вспоминают: высокая, прямая, сдержанная, Евгения Александровна никогда не повышала голоса даже на полтона. Новый материал излагала сжато, четко, он сразу же запоминался и был понятен.
«Я до сих пор помню ее объяснения, – вспоминает одна из учениц Евгении Александровны Нина Добрусина, – что такое электрический ток, что такое земное притяжение, но особенно ярко помню ее опыты, как и почему возникает молния во время грозы».
На открытые уроки Евгении Александровны (еще тогда, когда школа находилась в старом здании) приходили студенты из пединститута и учителя со всей области – учились, глядя на то, каким увлекательным можно сделать обычный урок физики.
...Евгения Аршлутова родилась в старой Самаре, на улице Комсомольской. Ее отец, Александр Федосеевич, был родом из Харбина. Жил там с родителями и младшим братом Сергеем. В 1935 году, когда Харбин отошел к китайцам, русским было предложено уехать в Россию. «Отец был высокий, красивый, очень хорошо одевался, – говорит Евгения Александровна, – ну как же, приехал из Харбина. Моя мама тоже была красивой, статной. Когда они поженились, все отмечали, что пара подобралась достойная. Мы все жили на Комсомольской: бабушка, мама, отец и я. А родители отца с Сергеем – в Кинеле. Однажды ночью к ним пришли: «Где ваш сын Александр?» – «Он живет в Куйбышеве». – «А это кто?» – «А это наш младший сын, Сергей». – «Собирайтесь!». Сергея отправили в лагерь под Челябинском. До начала войны мы еще получали от него письма и отправляли ему посылки. А потом связь оборвалась. Все эти годы мы жили в постоянном страхе. Сергея забрали случайно, ведь приходили-то за моим отцом...». Погиб ее отец на фронте, подо Львовом, вскоре после начала Великой Отечественной.
«Мы все были просто влюблены в своих учителей, поэтому под влиянием всего педагогического коллектива почти половина класса оказалась в пединституте»
В школе №63, где она училась, у многих детей, как и у нее, отцы погибли на фронте. «Может быть, поэтому, – считает Аршлутова, – атмосфера в школе была доброжелательной и отношение к детям очень ласковое. Но вместе с тем преподаватели проявляли строгость и требовательность. Дети учились с полной отдачей. И с такой же полной отдачей работали наши педагоги... Мы все были просто влюблены в своих учителей, поэтому под влиянием всего педагогического коллектива почти половина класса оказалась в пединституте».
И здесь она тоже попала в удивительную атмосферу. На физфаке, где она училась, было много преподавателей-мужчин, которые прошли войну. Суровые военные годы наложили свой отпечаток: было очень серьезное преподавание и требовательность к студентам.
После окончания института в 1959 году она начала работать в школе №25. «Это было незабываемое время, – делится своими воспоминаниями Евгения Александровна. – Директором тогда была Фаина Дмитриевна Логинова. Больше с такими личностями, к сожалению, мне в жизни встретиться не пришлось. Она все держала в своих руках: и педагогический коллектив, и учащихся, и их родителей. Школа при ней жила единой семьей, праздники отмечали всегда вместе. Знали, у кого радость, а у кого горе...».
Школа №25 стала одной из лучших в области. Здесь появились первые в городе профильные классы: медицинский, инженерно-технический, гуманитарный. Работать в профильных классах – одно удовольствие, считает Евгения Александровна. Ее кабинет физики всегда был образцовым – дистанционное управление киноаппаратом, проигрывателем, магнитофоном, кодоскопом, пульты управления на столах.
«Это может показаться странным, – говорит Евгения Александровна, – но лучшим для меня стал возраст от 55 до 65 лет. К этому времени у меня был накоплен огромный объем профессиональных знаний, кроме того, прекрасно шла работа в школе. Школа звенела на всю область, у нас проходили и конференции, и Алабинские чтения, и Челышовские чтения. Это действительно были самые интересные годы работы...»
Авторизоваться через: |