В Техническом музее АвтоВАЗа имени Константина Сахарова – экспонаты на любой вкус... Увидеть в десяти шагах современную подводную лодку... Провести рукой по обшивке МиГа, которая помнит леденящую пустоту стратосферы, помнит, как на скорости в три звука эта почти космическая пустота превращается в непреодолимую преграду... Похлопать по ноздреватым бокам бастионных пушек начала XIX века, а через полсотни шагов остановиться у спускаемого аппарата спутника-разведчика... Такое возможно только в Тольятти.
Автор: Петр Слизевич
"Гвоздь программы" этого совершенно сухопутного музея – черная как уголь дизельная подлодка Б-307 проекта 641Б – самый большой, самый заметный и самый популярный экспонат.
Подлодка в степи
Она величественно застыла в полусотне метров от Южного шоссе. Ее видишь издалека, но до последней секунды не веришь собственным глазам. Через дорогу – автозавод, для которого специально выбрали огромную и плоскую, как стол, площадку в пяти километрах от берега. Жилые кварталы, до высотки заводоуправления с ладьей на крыше рукой подать. А тут – живая подлодка. Откуда?
В 1998 г. бывший вице-президент АвтоВАЗа Константин Сахаров предложил создать при заводе технический музей. Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников инициативу поддержал, не осталась в стороне и мэрия Тольятти. Идейный замысел музея принадлежит бывшему заместителю главного конструктора АвтоВАЗа, а сегодня директору проекта сбережения материальных ресурсов Сергею Прохорову. Дизайн-проект создавал помощник вице-президента по техническому развитию Марк Демидовцев. Люди на АвтоВАЗе и в Тольятти более чем известные.
Они задумали создать не музей даже – музейно-парковый комплекс. Под стать масштабам автозавода. Строительство началось осенью 2000 г. на месте стихийной свалки металлолома площадью 12 гектаров, а 7 сентября 2001 г. уже открылась первая очередь музея. Тогда экспозиция насчитывала более 300 единиц. Сегодня на 38 гектарах размещаются 490 крупных и более чем полторы тысячи небольших экспонатов. Они охватывают практически все отрасли техники.
Сегодня на 38 гектарах размещаются 490 крупных и более полутора тысяч небольших экспонатов. Они охватывают практически все отрасли техники.
Музей родился "под крылом" технической дирекции АвтоВАЗа. Первоначально планировалось собрать коллекцию инженерных машин, автомобилей. Но скоро оказалось, что войсковые части Приволжско-Уральского военного округа, попавшие под сокращение, готовы щедро поделиться с музеем списанной техникой. Именно поэтому военный раздел музея необычайно богат.
Тольяттинцы пополнили коллекцию и личными вещами. Тут печатные и счетные машинки, раритетные фотоаппараты, первые радиоприемники, патефоны, граммофоны, швейные машины, прялки – всего не перечесть. Таким разнообразием коллекции не может похвастаться, пожалуй, никакой другой музей.
Но "гвоздь программы" этого совершенно сухопутного музея – черная как уголь дизельная подлодка Б-307 проекта 641Б – самый большой, самый заметный и самый популярный экспонат. Корабли этого проекта на флоте прозвали «резинками» – за резиновое противогидролокационное покрытие на легком корпусе. Пока лодку можно осмотреть только снаружи, но даже это здорово!
По главной аллее
Экспозиция начинается прямо на проходной. Здесь вас встречают подлинные корабельные и бастионные пушки образца 1803 и 1838 гг. Их стволы отлиты в 1827 и 1863 гг., и лишь лафеты изготовлены заново, зато строго по чертежам Артиллерийского музея Санкт-Петербурга. В здании музея можно осмотреть раритетную фототехнику, над головами посетителей зависли беспилотные разведчики "Пчела" и "Крыло".
В полусотне шагов от входа, на центральной аллее площадки №1 разместились спускаемые аппараты космического корабля "Союз" и спутника фотонаблюдения "Янтарь". Разведспутник – самарского происхождения, их создавали в "ЦСКБ-Прогресс" под руководством легендарного конструктора академика Дмитрия Козлова. Рядом разработки Санкт-Петербургского ВНИИТрансмаш – ходовой макет "Лунохода-1", натурный макет шагохода. А вот уникальный транспортный робот СТР–1 – такие участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
По правую руку расположились практически все наиболее известные российские и советские артиллерийские системы XX века, начиная с 152-мм гаубицы образца 1910-1930 гг. А сразу за главной аллеей – "цветник" "бога войны". Современные самоходные артустановки: 152-мм гаубица 2С3 «Акация», 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт» и 203-мм пушка 2С7 «Пион». 110-килограммовые снаряды "Пиона" летят на 37,4 км, а активно-реактивные поражают цели на удалении до 47,5 км.
Читая пояснительные таблички возле россыпи боеприпасов, не сразу замечаешь, что ходишь между 24-метровыми "башнями" радиолокационной станции зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-300. А вообще ракетная техника собрана на площадке №3 за отдельной оградой. Там и пусковые установки тактических ракет, и ЗРК, и крылатые ракеты, и реактивные системы залпового огня — от известной всем БМ-13 "Катюша" до современных "Смерча" и "Шквала".
В музее имени Сахарова уникальная коллекция танков. Вот знакомые по кинохронике тяжелые танки ИС-3 и самоходки ИСУ-152 (их называли «зверобоями», потому что 50-килограммовые снаряды срывали башни даже с "Королевских тигров"). Есть редко попадавший в объективы фронтовых операторов малыш Т-70 и чешский танк "PzKpfw 38t" "Прага", воевавший на стороне Германии.
В полусотне шагов от входа, на центральной аллее площадки №1 разместились спускаемые аппараты космического корабля "Союз" и спутника фотонаблюдения "Янтарь".
Почти полностью представлена продукция из Нижнего Тагила, Челябинска и Харькова — от Т-34-85 до Т-80. Современные машины укомплектованы колейными минными тралами. Словом, если раздобыть еще "сорокчетверку", можно смело садиться за диссертацию "Развитие концепции основного боевого танка в СССР и России".
А еще можно увидеть полную линейку боевых машин пехоты, бронетранспортеров и, конечно, инженерную и автотехнику. Буксирно-моторный катер БМК-Т в комплексе с грузовиком КрАЗ-255, машины разграждения, мостоукладчики, грузовики и гусеничные вездеходы, редкие экземпляры штабных автобусов, доисторические тракторы "Сталинец" и "Универсал".
Авиамарш
Издалека виден бомбардировщик Ту-16, в Куйбышеве их выпускал авиазавод №1 (сегодня "ЦСКБ-Прогресс"). Вначале именно Ту-16 был самым крупным экспонатом. На его базе спроектирован первый в СССР реактивный пассажирский лайнер Ту-104.
Конечно, по авиационному направлению тягаться с музеем Военно-воздушной академии им. Жуковского тольяттинцам сложно, У нас нет экспериментальных машин, как в подмосковном Монино. Зато серийная авиатехника представлена очень детально. Ил-14, Ан-26, учебный Л-29, несколько машин ОКБ Сухого и полная линейка реактивных истребителей ОКБ Микояна и Гуревича. Вот спарка МиГ-15 УТИ, на таких тренировались космонавты гагаринского набора. Чуть подальше целый строй МиГов от 21-го до 29-го и строжайшая военная тайна конца 60-х – начала 70-х, МиГ-25.
МиГ-29
Руководство по летной эксплуатации запрещало разгоняться на нем быстрее 2,83 скорости звука. Однако некоторые из летавших на этом феноменальном самолете утверждают, что "без последствий для машины ходили за три звука, и не раз». А в стороне, на площадке №3, стоит перехватчик МиГ-31 – младший брат "двадцать пятого".
Обширная коллекция вертолетов. Вот тяжелый транспортный Ми-6, их почти не осталось. Этот гигант – обладатель десятков мировых вертолетных рекордов и по грузоподъемности, и (не поверите!) по скорости полета. Он впечатляет размерами даже рядом с современным тяжеловесом Ми-26. А ведь "шестерке" почти полвека!
В десятке метров – другой раритет ОКБ Михаила Миля, огромный вертолет-кран Ми-10К. Под полом пилотской кабины – еще одна маленькая, полностью остекленная кабинка. Во время монтажных работ вертолетом управляют из нее, сидя задом наперед, спиной по полету. На одновинтовом вертолете маневры в правую и левую сторону выполняются по-разному, а тут для летчика-"крановщика" правое становилось левым, заднее – передним... Приходилось "переключаться" и управлять машиной "зеркально". Зато обзор идеальный, и конструкции в десятки тонн вставали на место с филигранной точностью.
Дорога железная
Площадка №3. Здесь в окружении ракетных установок, реактивных систем залпового огня и паровозов – высокое одноэтажное здание. Огромные вычурные окна, сквозь них видишь боевые машины десанта, а под самым потолком – двухместный открытый самолетик, "летающую лодку" Че-20М. Войдите внутрь, загляните в "живую" кабину истребителя-бомбардировщика МиГ-27 и восхититесь теми, кто все это придумал, воплотил в металле, и теми, кто умеет все это подчинить своей воле!
Наша повседневная жизнь стала такой, как мы привыкли, благодаря всего лишь нескольким изобретениям. Паровой двигатель и железная дорога – из их числа. В музее имени Сахарова пять паровозов: ЭР, ЕА, СО17, трофейный немецкий ТЭ и П32 "Победа". В производство он был запущен как грузовой паровоз серии "Л", в честь главного конструктора Льва Лебедянского. Из его КБ вышли последние могикане паровозной эры, породистые красавцы П36 и П38, а потом, в эпоху дизелизации — ее "рабочие лошадки", грузовой тепловоз ТЭ3 и пассажирский ТЭП60.
Сейчас мало кто помнит, как когда-то уважали паровозников. Водить паровоз – быть стратегом, думать на пять ходов вперед. А проездить полжизни в шаге от раскаленного котла – и в летний зной, и лютой зимой, в кабине, где раскрывающийся зев топки то и дело устраивает жуткий сквозняк, – это самый настоящий трудовой подвиг. Впрочем, посетители музея об этом, скорее всего, не догадываются. Но именно в кабине паровоза по-настоящему остро ощущаешь, каким непростым был путь к мягким вагонным полкам, к "плазме" в купе и "бархатному" пути.
Здесь, в Тольятти, где с 31-м МиГом соседствуют бронепоезд и отслужившие свое паровозы, где под защитой зенитно-ракетного комплекса С-300 тихо дремлют серийные работяги-грузовики, культовая "Волга" ГАЗ-21 и красно-белый РАФ-2203 с надписью "Скорая помощь", где, гордо выпятив грудь, застыл трактор "Сталинец", как-то по-другому начинаешь понимать, на что способна российская инженерная школа.
УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Дизельная подводная лодка Б-307 (проект 641Б "Сом")
Спущена на воду на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» 30 сентября 1980 г. Всего в состав ВМФ было передано 18 лодок проекта 641Б. Это самая большая дизельная подлодка российского флота. Длина корабля 90,2 м, ширина 8,6 м, водоизмещение: в надводном положении 2 770 т, в подводном 3600 т. Длительность автономного плавания 90 суток. Вооружение – 6 носовых торпедных аппаратов, 24 торпеды или 44 противолодочные мины. В 1998 г. Б-307 участвовала в съемках фильма "Особенности национальной рыбалки".
Приобретена музеем за 768 тыс. рублей и в 2001 г. оформлена как музейный экспонат. Доставлена из Кронштадта в Тольятти водным путем на буксире. Поднята на берег осенью 2004 г. Зимой 2005 г. по специально подготовленной ледяной трассе шириной 36 м и длиной 4,5 км гусеничными артиллерийскими тягачами отбуксирована на территорию музея.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
В первоначальном варианте «полуторка» была пожарным автомобилем, в 50-е гг. на ней установили грузовую платформу и передали в автошколу ДОСААФ для подготовки водителей. После списания машина оказалась в подвале одного из московских домов недалеко от Таганской площади.
В 1983 г. приобретена Святославом Николаевичем Дунаевым у частных лиц, была без документов и не на ходу. После капитальной реставрации с 1984 г. участвовала во всех парадах старых автомобилей в Москве и других городах России. Фигурировала в съемках фильмов:
"Хрусталев, машину!", (реж. Алексей Герман, "Ленфильм"),
"Inner circle" ("В круге ближнем", реж. Андрей Михалков-Кончаловский),
"Утомленные солнцем" (реж. Никита Михалков, "Мосфильм"),
"Отпуск по ранению, или Брызги шампанского" (реж. Станислав Говорухин, "Мосфильм") и др.
Грузовой автомобиль Studebacker US-6
На этом автомобиле была смонтирована реактивная артиллерийская установка БМ-13 "Катюша". По окончании Второй мировой войны ее демонтировали, и после списания автомобиль попал в г. Ржев, в домоуправление № 2. Затем его приобрела у частного лица киностудия Министерства обороны РФ. Studebacker US-6 переехал в Москву своим ходом.
Автомобиль-экспонат снимался в фильмах "Место встречи изменить нельзя", "Вор" и других, участвовал в парадах Победы.
Ходовой макет лунохода с имитацией моментов инерции масс
Разработан и изготовлен во ВНИИТрансмаш (г. Санкт-Петербург) в 1966 г. Предназначен для исследования в земных условиях проходимости и угловых колебаний лунохода. Ходовой макет выполнен на базе ходовой части "Лунохода-1", прошел всесторонние ходовые испытания на искусственном и естественном полигоне на склонах вулканов Камчатки. Это позволило в земных условиях подтвердить ожидаемую проходимость "Лунохода -1" на Луне.
Версия для печатиАвторизоваться через: |